Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 05:42

МБДОУ 12 г. Азова ( полное - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 г. Азова)

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основные и дополнительные образовательные программы ДОУ

Перечень основных и дополнительных программ по познавательно- речевому, социально –личностному, художественно-эстетическому физическому направлению развития воспитанников.
 
Обоснование программно-методического обеспечения образовательной деятельности МБДОУ № 12 г. Азова.
 
Основная общеобразовательная программа представляет собой вариативную программу , в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка от рождения до 7 лет. Это программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребёнка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
 Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
 
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
 · забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
 · создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесс;
· креативность ( творческая организация) процесса воспитания и обучения;
· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка; · уважительное отношение к результатам детского творчеств;
· обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
 · координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
· соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
 
 В силу того, что в нашем ДОУ воспитываются дети раннего возраста , для полноценного развития личности ребёнка, мы используем программу по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет Г.Г. Григорьевой «Кроха». В ней идея развития личности, как основная ведущая идея, рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребёнка, что также отражено в задачах, содержании и методических рекомендациях к данной программе.
Выделены и ведущие линии развития ребёнка на разных возрастных этапах раннего дошкольного возраста. Это является дополнительным системообразующим началом в содержании программы.
 Принцип деятельного подхода реализован:
· в принятии возрастной периодизации развития детей, в основе которой анализ социальной ситуации развития ребёнка и соответствующего ей ведущего вида деятельности ( Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев);
 · в реализации идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребёнка, особенно ведущего её вида;
· в характеристике общения и предметной деятельности как ведущих в раннем детстве;
· в раскрытии своеобразия разных видов деятельности детей раннего возраста и определяемых ими возможностей развития малышей;
· в определении и реализации задачи формирования деятельности как одной из основных в системе воспитания ребёнка;
 · в установлении взаимосвязи между разными видами деятельности в решении одних и тех же задач воспитания малыша;
· в трактовке педагогической деятельности взрослых как основного условия амплификации (А.В.Запорожец) развития ребёнка в разных видах деятельности;
 · в признании в качестве ведущей тенденции развитие субъект-субъектных отношений в деятельностном взаимодействии ребёнка и взрослого.
Одним из следствий применения вышеназванных методологических принципов является комплексный характер программы.
Программа воспитания и обучения в детском саду отвечает современным требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в нашем МДОУ ( Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении).
Познавательно-речевое развитие:
- «Р» - речевое развитие ребёнка.
Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой направлена на развитие речи детей дошкольного возраста, в рамках реализации основной программы воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой. Выбор программы обусловлен комплексом направлений работы и полным объёмом методических рекомендаций и диагностического инструментария. Развитие речи в данной программе рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми, то есть овладение коммуникативными умениями. Развитие речи осуществляется как в процессе социально-организованной, так и в совместной деятельности с детьми. В основе программы лежит комплексный подход, при котором на одном занятии решаются разные речевые задачи: грамматический строй языка, его звуковая культура, и словарный запас, связная речь и её выразительность, диалогичность и пр. Задача педагога – вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер развития речи, тенденцию к её саморазвитию. В используемых технологиях Т.А. Тумаковой ,И.Н. Шевченко, Л.Е. Журовой, Н.В.Дуровой, В.В.Гербовой, Э.П.Коротковой, О.А.Скоролуповой представлены игровые упражнения, игры, наглядные средства, методы и приёмы работы педагога в разных возрастных группах детского сада. Предлагаемые технологии важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка.
- «Ма» - развитие элементарных математических представлений.
 Учебно-методическое пособие В.П.Новиковой «Математика в детском саду». Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте. Технологии З.А. Михайловой, Е.В. Сербиной, И.А.Пономарёвой, В.А.Позиной органично сочетаются с программой обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А.Васильевой. В этих технологиях учитываются возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. В основе занятий лежит игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
 - «К» - развитие в конструктивной деятельности.
Содержание раздела «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» обеспечивается методическими пособиями: Л.В.Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» и «Занятия по конструированию из строительного материала», а так же З.В.Лиштван «Конструирование». Методика и содержание направлены на развитие творчества, самовыражения ребёнка; овладения основными способами конструктивной деятельности, используя разные виды конструктора и строительного материала. При обучении детей конструированию «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию» Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова - развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
«Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
 - « Э» - развитие экологической культуры детей.
 Программа «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно - научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Из программы «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой в своей работе используем блок «Неживая природа», где, с учетом местных условий эколого-географических, национально-культурных дети знакомятся с различными, доступными их пониманию компонентами окружающей среды. Экологические знания и навыки дети получают в различных видах деятельности. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и др Диагностика педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отражён в учебном пособии «Мир природы и ребёнок» под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г. Саморуковой В методическом пособии Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» представлены интегрированные занятия для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено диагностики педагогического процесса. В программе О.А. Соломенниковой «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» представлены программа и конспекты занятий для детей 4-5 лет по формированию элементарных экологических представлений, а так же содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система занятий включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые занятия, элементарные опыты и многое другое. Занятия построены с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Разнообразные формы проведения занятий дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринуждённо.
- «Е» - развитие элементарных естественно-научных представлений.
Цикл занятий для всех возрастных групп, который объединяет три раздела - развитие экологической культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре, , развитие элементарных естественнонаучных представлений. Перспективно-тематический план занятий составлен на основе программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой), учебный процесс строится на основе технологий, взятых из методического пособия В.Ю. Дьяченко, О.В.Гузенко, И.А. Швецова, Г.А.Мирошниченко «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд» (тематическое планирование занятий). Программа даёт возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребёнка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. При составлении учебного плана учитывались псхофизические и возрастные особенности детей, а также требования к организации учебных занятий, утверждённые новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ (утверждены 25.03.2003г.). Данная программа имеет яркую воспитательную направленность. В ней поставлены следующие задачи личностно-ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, утверждение первоначальных основ патриотизма и гражданственности, воспитание уважения к традициям своего народа и других народов, привитие культурного и экологически грамотного поведения. Особенностью программы является проектная организация учебно-воспитательного пространства. В методическом пособии М.Д.Маханёвой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» представлено перспективное и тематическое планирование, конспекты занятий в средней и старших группах детского сада и в начальных классах школы, что обеспечивает преемственность и непрерывность экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Художественно- эстетическое развитие.
- «Из» - развитие ребёнка в изобразительной деятельности.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» и «Художественное творчество» И.А. Лыковой. Развитие творческих способностей через создание художественного образа средствами живописи (предметной и беспредметной). Овладение разными техниками изодеятельности, развитие способностей использовать различные материалы, как средство выразительности в продуктивной деятельности. Деятельность направлена на формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Ориентация на «синтез искусств» при развитии эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно - эстетическом освоении окружающего мира. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции - творца». Учебно-методические пособия и технологии по развитию у детей творческих, художественных умений и навыков Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, Н.Б.Халезовой органично сочетаются и дополняют программу воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой).В процессе занятий осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями и навыками в работе с различными материалами. Из всего многообразия изобразительных средств по каждому виду деятельности отобраны в определённой системе основные средства, которые дают возможность грамотно изображать отдельные предметы и явления.
- «М» - развитие ребёнка в музыкальной деятельности.
Раздел «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» реализуется через программы: «Гармония» К.В.Тарасовой. Программа «Гармония» направлена на развитие художественных и музыкальных способностей. Она включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах,
музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено
формированию музыкального творчества у детей через импровизационный
характер занятий. Музыкальный репертуар полностью представлен в хрестоматии. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ- хлоп, малыши» Т.Сауко, А.Бурениной основана на использовании игровых музыкально-ритмических упражнений в течении всего года. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т.д.
 - «Т» - развитие ребёнка в театрализованной деятельности.
Программа «Театр-творчество-дети» Н.В.Сорокиной, Л.Г. Миланович реализует следующие цели: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, умение воспринимать произведение художественной литературы. Авторы научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения, системно представили средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей, предусмотрели параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания.
Социально-личностное развитие.
 -«В» - взаимодействие сотрудников с детьми.
Программа О.Л.Князевой социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-Мы» эффективно дополняет любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. В программе «Нравственное воспитание в детском саду» В.И.Петровой, Т.Д. Стульник определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение дошкольников друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых.
 -«И» - развитие игровой деятельности.
В технологиях Т.Н. Дороновой « Играю взрослые и дети», О.А.Скоролуповой, Т.М.Тихоновой «Игра – как праздник» подробно представлены различные формы, методы и приёмы проведения различных видов игровой деятельности: игры-драматизации, строительные игры, музыкальные, сюжетно-дидактические и т.д. В практическом пособии Н.А. Виноградовой, Н.В. Поздняковой «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» представлен обширный практический материал, а так же методики диагностики игровых умений детей и уровня развития игровой деятельности.
 «Ч» - развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Развития представлений о человеке в истории и культуре обеспеченно программой «Приобщение к истокам русской народной культуры» О. А. Князевой, М.Д. Маханевой, Р.Б. Стеркиной. В методическом пособии «Путешествие в историю и культуру родного края» к программе Р.М.Чумичевой,О.Ведьмедь, Н.А. Платохина «Родники Дона» содержание раскрывает перед ребёнком культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности истории и культуры родного края. Содержание данного пособия выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений. Перечисленные выше программные материалы отличаются тем, что авторы через использование специфических видов детской деятельности, предполагают реализовать принцип деятельностно-диалогового обучения дошкольников, чем позитивно влияют на развивающие характеристики педагогического процесса. Остальные части раздела реализуются на основе перспективно-тематических планов воспитателей, составленных по методическому пособию Г. Н. Калайтановой,Т.И. Агуреевой, О.Ю.Муравьёвой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». В пособии И.А. Пазухиной «Давйте поиграем» представлены занятия и задания для родителей, позволяющие эмоционально развивать ребёнка, корректировать его поведение и ввести в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми. Занятия содержат игровые упражнения и тренинги для обучения и закрепления приобретённых навыков. Программа О.В. Дыбиной «Ребенок и окружающий мир» по ознакомлению детей 2-7 лет с окружающими миром. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены конспекты дидактических игр и занятий.
Физическое развитие
- «Ф» - физическое развитие.
  «Физкультура детям» Л.Д.Глазырина, «Физкультурные занятия в детском саду» Л.И.Пензулаевой, « Театр физической культуры» Н.Н.Ефименко. Программа и технологии направлены на развитие основных видов движения, развитие физических качеств, воспитание положительных эмоций от посильных (соответственно возрасту) физических нагрузок и двигательной активности. В работе используются нетрадиционные методы оздоровления. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике. В пособии Е.М. Белостоцкой, Т.Ф.Виноградовой, Л.Я. Каневсой, В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» даются гигиенические рекомендации по созданию условий, обеспечивающих полноценное умственное и физическое развитие детей. Большое внимание уделяется физической культуре, закаливанию, организации рационального питания, охране зрения, профилактике нарушений осанки, стоматологических и других заболеваний у дошкольников. В методическом пособии В.В.Герасимовой, Г.Н. Калантайновой «Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду» представлена система здоровьесберегающих технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Эффект этой работы обеспечивает комплексный междисциплинарный подход в оздоровлении детей путём использования специфических лечебно-профилактических, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий в организации всей жизни детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В данное пособие включены практические рекомендации, описаны методики, упражнения, диагностические программы, модели здоровьесберегающего пространства, индивидуальные оздоровительные программы для детей, анкеты. В учебном пособии Р.Б. Стеркиной, О.Л, Князевой, Н.Н.Авдеевой «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» широко представлен комплекс материалов, обеспечивающий стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за своё поведение. Цель данного пособия – помочь педагогам сформировать у ребёнка навыков разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
 
 
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024